БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №3» Минобразования Чувашии

Долгосрочный проект в старшей группе «Картинки с выставки»

 Долгосрочный проект в старшей группе

 «Картинки с выставки»

Ефремова Светлана Ростиславовна

Актуальность темы:

Процесс социализации дошкольников рассматривается на современном этапе как взаимодействие субъекта воспитания с элементами социальной культуры. Знакомству детей с произведениями изобразительного искусства в детском саду, их эмоциональному и художественному развитию придается огромное значение. Очень важно научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений и как по-разному их отображают в своем творчестве художники. Каждый показывает их необычность, привлекает внимание к тому. Что он любит, что ему нравиться или чем он огорчен, показывает свое отношение к изображаемому художниками.

Искусство есть главное достояние, накопленное человечеством, оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умения выказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

Знакомя детей с жанровыми произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картину окружающего мира, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, рассказывает, что побудило художника написать ту картину.

Так детей подводят к осознанию замысла художника (о чем написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами.

Особое место живопись занимает и в развитии речи. Ведь речь ребенка - показатель того, насколько он понял содержание произведения.

Речь, лишенная интонационной окраски, не вызывает у ребенка эмоциональной отзывчивости, она отражает познание им искусства лишь на уровне рационального логического мышления.

Более полное познание детьми произведения изобразительного искусства позволяет воспитателю не только развивать у них интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения.

Также развиваются эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности.

Цель - развитие основ художественной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Закрепить потребность в рассматривании произведений изобразительного искусства разных видов и жанров.

2. Понимать содержание произведений.

3. Расширять знания о произведениях русских художников-живописцев.

4.Проявлять оригинальный подход к восприятию окружающего.

5.Расширять знания о художниках, о видах и жанрах изобразительного искусства и их специфике.

6.Способность к проявлению эстетических чувств.

7.Высказывать художественные суждения о произведениях изобразительного искусства.

8.Эмоционалъно сопереживать, одобрять прекрасное в изобразительном искусстве как способе ее отображения.

Ожидаемые результаты:

Дети старшего дошкольного возраста должны иметь представление о живописи, как жанре изобразительного искусства; понимать содержание, настроение произведения, отношение автора к созданному образу; уметь выделять познавательную, эстетическую и нравственную ценность произведений; уметь выделять средства выразительности (композиция, цвет, светотень, ритм и др.); знать некоторые произведения художников. Особенности их творчества, их изобразительную манеру; высокий уровень развития описательной речи.

Программно-методическое обеспечение

1. .«Программа воспитания ребенка-дошкольника» (Чебоксары, 1995.) под рук. О.В.Драгуновой

2. Грибовская, А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью/ А.А. Грибовская. – 2004. -М.

3. . Казакова, Т.Г. Т.Г. Казакова. 2006. - М.-СФЕРА.

4. . Компанцева, Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке/ Л.В. Компанцева. – 1985. - М.: Пр.

5. . Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи/Р.М. Чумичева. -  1992. - М.: Пр. 

6. . Штанько, И.В. Воспитание искусством в детском саду/ И.В.  Штанько. - 2007. - М.

7. . Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г.С Швайко. - 2001. - М.: ВЛАДОС.

8. . Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук/Т.В. Башаева. – 1997. - Ярославль.

Материально-техническое обеспечение

1.Наглядный материал

2.Художественная литература

3.Изобразительный материал

Этапы реализации проекта:

I этап: Диагностический

1.Сбор и накопление методической, художественной литературы,иллюстраций, репродукций русских художников-пейзажистов: И.Левитана, К. Юона, В.Бакшеева, А.Рылова, А.Саврасова, И.Грабаря, А.Куинджи;

2.Составление альбома с репродукциями картин художников – пейзажистов;

3.Приобретение наборов открыток с репродукциями

4.Изготовление и приобретение дидактических игр

5.Наборы открыток - иллюстраций

6.Разработка перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русскими художниками - пейзажистами

7.Диагностика развития художественного восприятия произведений искусства (беседы с детьми с использованием иллюстраций, репродукций).

II этап – Практический

1.Консультация для воспитателей по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством русских художников-пейзажистов».

2.Консультация для родителей по теме: «Значение ознакомления детей старшего дошкольного возраста с творчеством русских художников-пейзажистов»

3.Внедрение перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русскими художниками - пейзажистами

III этап – Аналитический:

1.Диагностика развития художественного восприятия произведений искусства

2.Выступление на педагогическом совете с творческим отчетом по выбранному направлению

3.Проведение открытого мероприятия по выбранной теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством русских художников-пейзажистов».

4.Подведение итогов внедрения педагогического проекта

5.Составление отчета

 

Перспективный план работы

Месяц

Работа с детьми

Сентябрь

1.Диагностика развития художественного восприятия произведений искусства 2.Разработать специальные занятия

3.Рассматривание картин, репродукций, проведение бесед

Октябрь

1.Рассмотреть серию пейзажей методом классификации: И.С.Остроухова «Золотая осень»; А.А.Пластов «Первый снег», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», К.Ф. Юон «Мартовское солнце»

2.Дидактическая игра «Узнай художника»

3.Рисование на тему: «Лес», «Осень в лесу», «Листопад»

Ноябрь

1.Посещение музея

2.Индивидуальная работа с детьми

3.Рассмотреть серию жанровых картин, с которыми дети знакомились ранее, методом классификации

Декабрь

1.Прослушивание произведений русских композиторов

2.Дидактическая игра «Цвет и свет»

3. Выставка «Узнай по описанию краски осени, зимы, лета с использованием пейзажа»

Январь

1.Занятие «Подобрать к пейзажу музыку, стихотворение»

2.Рассматривание жанровых картин методом сравнения

Февраль

1.Разучивание стихотворения

Ф. Тютчева «Чародейкою зимой»

2.Рассматривание картины

А.А. Пластова «Первый снег»

Март

1.Разучивание стихотворения

А. Плещеева «Уж тает снег»

2.Рассматривание картины Н.М.Ромадина «Март»

Апрель

1.Сюжетное рисование, сравнить цвет и настроение в пейзажной живописи

2.Чтение Ф.Тютчев «Весенние воды»

3.Игровое упражнение «Узнай форму в природе»

Май

1.Выставка «Узнай по описанию жанр изобразительного искусства»

2.Провести итоговую диагностику

18 декабря 2016 в 17:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.